О монете Гедлингера 1736 года
Рублевик императрицы Анны Ивановны, работы мастера Гедлингера, является одной из интереснейших монет и, конечно, привлекает внимание нумизматов.
Рублевик императрицы Анны Ивановны, работы мастера Гедлингера, является одной из интереснейших монет и, конечно, привлекает внимание нумизматов. Ее редкость и весьма противоречивые сведения о ней только поддерживают повышенный интерес.
В каталоге вел. кн. Георгия Михайловича дается описание двух монет этого типа с датой «1736». На основании архивных данных сообщается, что штемпелем Гедлингера, в соответствии с указом от 16 сентября 1736 года, из принятого… серебра сделаны и отчеканены вырезанными штемпелями из Швеции медальером… сто рублевых монет». И далее: «,..а ныне из остаточного серебра, из четырех пуд десяти фунт, шестидесяти пяти золотников, по переделу вышло монет две тысячи пятьсот семьдесят один рубль». Сведения эти относятся к донесению от 19 апреля 1737 года.
В каталоге Северина также упомянуты две монеты Гедлингера 1736 года (без точки и с точкой в конце легенды лицевой стороны), а следом указано на существование двух новоделов с различными гуртами. Монеты отмечены как чрезвычайно редкие.
М. М. Максимов доказывает, что один из двух известных штемпелей выполнен русским мастером Лукьяном Дмитриевым по образцу Гедлингера, и принимает общий тираж монет с датой «1736» равным 2671 экз. (т. е. и 100, и 2571), при этом он пишет, что чеканка монет с датой «1736» продолжалась и в 1737 году. В. В. Уздеников 141, не задаваясь целью описать все варианты штемпелей, указывает только на чрезвычайную редкость монет работы Гедлингера 1736 года и на существование новоделов.
Однако из многолетней практики нумизмата-любителя автору известно, что многие другие монеты России, чеканенные даже значительно меньшим тиражом (например, 900, 1002, 2140 экз. и проч.), встречаются в практике любительского коллекционирования неоднократно, поскольку редкие монеты, проходя естественный путь «из рук в руки», всегда оставляют память о своем существовании. Гедлингеровский же рублевик 1736 года в частных коллекциях практически не встречается, и уж вряд ли нумизмат, даже с тридцатилетним стажем и огромными связями в мире коллекционеров, сможет вспомнить одного-двух владельцев этой монеты.
Хотя при тираже 2671 экз. монета должна бы находиться во многих коллекциях. Поэтому легче поверить, что их было всего только 100.
А нет ли превратности в толковании слов уже упоминавшего¬ся донесения от 19 апреля 1737 года? Ведь в словах «…а ныне (т. е. на день составления донесения) … по переделу вышло монет…» говорится только об окончательном израсходовании выделенного серебра, но не содержится указаний на то, что «остальное серебро переделывается в рублевую монету» именно штемпелями с датой «1736», как это воспринял Максимов, хотя они и могли чеканится штемпелями, изготовленными (именно изготовленными.) еще в 1736 году. Противоречий в этом толковании нет, и вот этому доказательство.
В коллекции автора имеется рублевая монета со следующими особенностями:
- лицевая сторона по проработанности деталей портрета и тщательности исполнения букв легенды, чуть более крупных, чем в последующем году, очень похожа на монету работы Гедлингера, в конце ее круговой надписи точка отсутствует;
- оборотная сторона выполнена весьма своеобразно и отличается от обоих известных штемпелей, что можно установить по взаиморасположению конца скипетра и буквы Л, хвоста орла и букв А.., Р. и точки между ними, по более широко расставленным цифрам даты, а, главное, по дополнительным точкам в ней, чего не встречается более ни на одной монете Анны (.17:37.).
Но главной особенностью этой монеты можно признать следы предыдущей даты, оставшиеся после весьма старательной перегравировки. И тогда получается, что в 1736 году было изготовлено, по крайней мере, три штемпеля оборотной стороны, но на одном из них дату перегравировали сразу же. А на остальных двух? Если и на них для использования в 1737 году дата была перегравирована, то исключительная редкость монет с датой «1736» получит дополнительное подтверждение. Однако, доказать или опровергнуть это можно только поштемпельным сравнением двух известных монет 1736 года со всеми существующими аналогичными монетами 1737 года, которых, оказывается, достаточно много, и вес они тоже в практике не часто встречаются, поэтому такая трудоемкая работа может быть выполнена только на материалах фондов крупных музеев или, лучше, на совокупности всех фондовых запасов. При этом следует учитывать, что при переходе в другой год штемпелевые пары могли непредсказуемо перекомпановаться, и потому сочетанию штемпелей в парах не следует придавать решающего значения. Главная задача исследования — преемственность штемпелей оборотной стороны.
И еще об одном факте, который мог повлиять на степень редкости монет с датой «1736».
На одной из монет 1737 года из коллекции автора этих строк, на поле оборотной стороны ее, имеются следы предыдущей мо¬неты. Достоверного сохранилось очень мало: всего три буквы — О, Н и Е от слова МОНЕТА да цифра 3 от даты. Однако их взаиморасположения на монете оказалось достаточным, чтобы доказать, что предыдущая монета, подвергшаяся перечеканке, была того же типа — с датой вверху над орлом, чего в период 1730—1737 гг. до монеты Гедлингера 1736 года не существовало. То, что это не двойной удар одного и того же штемпеля, следует из совершенно различного написания старых и новых букв {О и О, Н и П), а также из отличающихся расстояний между центрами пар соответствующих соседних букв, поскольку показатель этот не может меняться при раздавливании старого изображения ударом нового штемпеля. Тщательное исполнение бука на предыдущей монете свидетельствует в пользу того, что она была отчеканена штемпелем Гидлингера (по крайней мере, ее обратная сторона), и это настолько же очевидно, насколько очевидны различия в исполнении штемпелей Гедлингера и Дмитриева 1736 года, позволяющие безошибочно отличить их монеты друг от друга.
Что же из этого следует? Простая ли это случайность или ка¬кая-то часть тиража монет Гедлннгера 1736 года была пущена в перечеканку штемпелями Дмитриева последующего года?
Дополнительные сведения об этой монете:
- в конце лицевой стороны имеется точка, примечательно написание буквы М в слове САМОДЕРЖ;
- легенда оборотной стороны выполнена с равномерным расположением букв в словах МОНЕТАРУБЛЬ, без точек в легенде и дате, цифры даты расположены довольно узко, в цепи ордена имеются соединительные колечки. Так все ли нам уже известно о монете Гедлингера 1736 года?
Источник: Е.Полуйко. Нумизматический сборник №1.Москва 1990г.