: +7 (995) 777-44-51

Пришли фото и узнай:

прогноз цены на аукционе редкость по всем каталогам цену моментального выкупа

Оценить свою монету

О трансформации рисунка кулона на рублевых монетах императрицы Анны Иоановны

О трансформации рисунка кулона на рублевых монетах императрицы Анны Иоановны

Тип портретных сторон рублевых монет императрицы Анны Иоанновны, о которых пойдет речь, начался в 1734 году со штемпеля, помеченного инициалом “В” (мастер Иван Васильев)

Тип портретных сторон рублевых монет императрицы Анны Иоанновны, которых далее пойдет речь, начался в 1734 году со штемпеля, помеченного инициалом “В” (мастер Иван Васильев), продолжался без перерыва до 1737 года. В литературе всегда указывают на два варианта этих монет – с кулоном на груди императрицы и без кулона. В каталоге вел. кн. Георгия Михайловича ‘ и другой дореволюционной литературе, эта отличительная деталь рисунка записана как “три жемчужины на груди”. Со временем такое определение перекочевало и в зарубежную литературу. Однако позже, в одной из своих работ, М.М.Максимов описал это же украшение как “три драгоценных камня на платье”. Поскольку в каталогах при описании разновидностей монет отличительным признаком считалось наличие или отсутствие этой детали, а не ее внешний вид, то такое разночтение не вызывало бы и впредь каких-либо возражений, хотя противоречия были очевидны, если бы не новая находка – рубль 1736 года, где на груди императрицы отчетливо видны восьмилучевые звездочки. И поскольку налицо теперь несколько различных рисунков украшения (овалы, четырехугольники, их сочетания, звездочки), то выбор правильного названия каждого из них стал необходимым, несмотря на то, что собирательное значение самого украшения – ” кулон ” – может в нужных случаях использоваться по-прежнему.

Для начала следует рассмотреть все варианты использования этого рисунка за весь период 1734-1737 гг. Изменения рисунка кулона по годам выпуска имеют весьма интересные особенности:

  • в 1734 году при трех вариантах кулона половина штемпелей приходится на начальный вариант (три овала);
  • в 1735 году максимум приходится также на “три овала”, причем штемпелей этих сделано вдвое больше, но при этом вдруг совершенно исчезли кулоны из одних четырехугольников;
  • в 1736 году, т.е. следом же, основным стал кулон именно из трех четырехугольников, “три овала” стали редкостью, но теперь смешанный вариант исчез совершенно;
  • ну, а в 1737 году произошел возврат, причем полный, к одному лишь изначальному варианту. Да, все это не может быть случайностью.

Но если сменой рисунка достигалась какая-то цель, то становится необходимым и каждому виду деталей этого рисунка присвоить свое отличительное название, которое более всего отражало бы его форму.

Самое первое название “3 жемчужины на груди” следует, по-видимому, оставить за начальным рисунком – тремя овалами, и это будет справедливо, поскольку жемчуг был в то время общепризнанным и ценным украшением, а изображаться он мог только овалом или окружностью, так как применялся исключительно в натуральном виде, что и отражал рисунок на монете.

А вот четырехугольник (ромб или квадрат) скорее всего, является схематическим изображением тех видов полудрагоценных и драгоценных камней, которые использовались в качестве плоских вставок и ценились рисунком этой плоской поверхности (например, орлец, малахит, лазурит, бирюза, различные агаты).

И если продолжать экскурс в минералогию и ювелирное дело, то на долю многолучевой звезды приходится прозрачный драгоценный камень со специальной бриллиантовой огранкой для усиления лучепреломления.

Таким образом, необходимо различать следующие разновидности кулона на монетах этого периода:

  • из трех жемчужин;
  • из драгоценного камня в центре и двух жемчужин по бокам;
  • из трех драгоценных камней;
  • из трех бриллиантов.

Закрепление постоянного названия за каждой разновидностью рисунка кулона может иметь практическое применение в работе по составлению поштемпельного каталога монет Анны Иоанновны (в качестве исходной рубрикации при делении всей совокупности монет каждого года на группы близких по исполнению штемпелей), либо при поштемпельном описании монет, например, для сопровождающей нумизматическую коллекцию картотеки (в качестве надежного отличительного признака двух схожих по остальным показателям монет). Кроме того, введенные в обиход описания различных вариантов кулона могут послужить нумизматам основным критерием при комплектации ограниченной по объему коллекции, когда среди всей массы разнообразных штемпелей приоритет отдается только лишь тем из них, которые наилучшим образом отражают созданный образ и стиль работы каждого монетного мастера. При этом единственный известный штемпель с рисунком типа “три бриллианта”, приходящийся на сотню других штемпелей, являющихся массовыми, в каталогах и коллекциях следует выделить в разряд редких и весьма примечательных.

Источник: Нумизматический сборник №4.Москва 1996г.